Фанские горы. Фаны. Памиро-Алай. Таджикистан
English Version/Английская версия
fany.ru





                                                                                                                                    
     Главная страница >> статьи >> мон шер ами.
                                                                                                                                  
  статьиверсия для печати 

Надежда Солодовникова Легенды и были Фанских гор.

Надежда Солодовникова
Легенды и были Фанских гор.

Мон шер ами

(Публикуется с разрешения автора)

На озеро Искандеркуль можно добраться не только из Душанбе, но и из Самарканда. Особенно популярен маршрут через Маргузорские озера. Сразу за так называемыми «Гиссарскими воротами», каньоном шириной четыре метра и высотой более километра начинаются эти озера, каскадом спускающиеся вниз с вершин Гиссарского хребта. Их еще называют «Семь красавиц». И недаром: каждая красавица хороша по-своему. Они напоминают радугу: чем ниже расположено озеро, тем меньше его размер и гуще цвет. Самое нижнее темно-фиолетовое Нежигон называют еще Сиехидон (чернильница). Не из нее ли черпал краски для своих гениальных стихов великий Рудаки, по легенде неоднократно сюда возвращавшийся?
Самое уютное и теплое из всех озеро Маргузор пестрит разнотравьем и обилием цветов. Вблизи на небольшом холмике находится глыба известняка, испещренная рисунками первобытного человека. А у озера Нофин сохранились остатки крепости, построенной в первые века нашей эры.
На пути к самому верхнему, большому и светлому озеру Хазорчашма (тысяча источников) встречаются глубокие пещеры, где можно найти горный хрусталь, малахит или исландский шпат. Можно пойти дальше и через перевал Каменных идолов спуститься к форельным озерам, а через перевал Ахбашер к Искандеркулю или удобным и невысоким Тавасангом пройти к Куликалонским озерам, наслаждаясь всегда здесь хорошей погодой, любуясь снежными вершинами, отраженными в чудесных глазах Семи красавиц.
Однажды я шла этим маршрутом с группой туристов из Горького. Среди них был преподаватель французского языка Исай Львович. Уже немолодой, полноватый, обаятельный и веселый. Знатоков французского среди нас не было, а Исай читал нам стихи на французском, пел песни и иначе как «мон шер ами» к нам не обращался.
Мы поднимались на Тавасанг, а навстречу нам спускались вприпрыжку несколько веселых парней в яркой одежде. Когда мы встретились, они залопотали на непонятном языке, понятными жестами показывая, что им здесь очень нравится и они хотели бы на память об этом иметь какие-нибудь значки. Тогда туристские значки были в цене, а «Фанские горы» особенно. Все стали дарить им значки, а я крикнула отставшему Исаю: «Французы!», так как некоторые слова их языка показались мне похожими на французские. Исай рванул вперед что было сил, ворвался в круг и заверещал по-французски. Лица французов вытянулись, они дали понять, что ничего не понимают, а огорченный Исай сокрушенно сказал: «Слышал я, что советский французский, который мы преподаем в школе, далек от настоящего, но чтобы так!...»
Я внимательно посмотрела на французов – лицо одного из них показалось мне знакомым. Я вспомнила, кто это.
Дело в том, что маршруты по Фанским горам долгие, иногда свыше 20 дней. В таких случаях мы делали заброски, то есть прятали запас продуктов где-нибудь на пути. Это помогало нам облегчить рюкзаки. А некоторым негодяям помогало ходить вообще без груза, ибо они воровали продукты из наших забросок, как бы старательно мы их не прятали. Но если кто-нибудь из них попадался, их ждал суровый «суд чести».
Так вот в одном из «французов» я узнала такого шаромыжника. «Верните значки! – строго потребовала я. – Иначе вам не избежать суда чести!» «Французов» как ветром сдуло, я объяснила расстроенному Исаю в чем дело, но он огорчился еще больше: «Как же можно среди такой красоты, пропитанной духом туристского братства, поступать так гадко и мелочно?!» Я напомнила ему слова одной бардовской песни: «Есть у гор свои заветные ключи, но не каждый их, не каждый подберет».
Исай, обиженно сопя, поплелся на перевал, а там нас встречал чабан. Со словами «Вас-то я и дожидаюсь!» он пригласил нас попить чайку и съесть «общий хлеб». Это такой особый хлеб, который выпекается под костром, завернутый в большие листья чукурака (ревеня) из муки собственноручного помола и козьего молока. Его надо съесть весь вместе с хорошими людьми, чтобы задобрить духов гор. Он разгреб кострище и вынул из-под него большую ароматную лепешку. Вкуснее и уместнее хлеба я не припомню.
Но Исай не унимался. Оценив общий хлеб по достоинству, он спросил: «А вот перед нами прошли другие туристы, почему ты их не пригласил?» И услышал в ответ: «Это плохие люди, таких Дух Горы не любит!»


 
 
  содержание раздела

 
 
новости | база артуч | база алаудин | экскурссии | история | визбор | документы | радиосвязь | снаряжение | галереи | статьи | кунсткамера | forum  
2005-2014 ФАНЫ.РУ 
ver.2.0 DESIGN©V-STUDIO 

Лёгкая покупка автодомов в московской области и другая полезная информация для автопутешественников. ТрэвелАвто - жизнь за рулём.
Яндекс цитирования Автодома и караваны
Я путешествую с прицепом! Я путешествую с прицепом!
Отели Турции, детский отдых Экстремальный портал VVV.RU Активный отдых. Пассажирские перевозки, байдарки, поход Крым, сплав на байдаркахACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых